Как работает детский психолог?

От Автора

В своей работе я часто сталкиваюсь с вопросам:
«Как работает детский психолог?», «Чем Вы занимаетесь с ребенком?», «Не используете ли Вы гипноз или внушение?», «Приводить ли с собой на консультацию ребенка или можно прийти только маме?», «Достаточно ли одной консультации или сколько раз нужно привести ребенка?» и др.

В этой статье я хочу вкратце описать, как работает детский психолог, какие методы использует, как происходит первая встреча, сколько вообще нужно встреч и в чем заключается психологическая помощь ребенку.

работа детского психолога

Начнем с телефонного звонка.

Как правило, звонит мама, иногда бабушка (последнее время все чаще обращаются папы), говорит о проблеме, которая существует в семье или возникла с ребенком, мы подбираем время и договариваемся о встрече.

ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА НА ЭТОМ ЭТАПЕ:

  • Ребенка к психологу на первую встречу должны привести только родители (или другой официальный опекун).
    Потом конечно его могут привозить бабушки, дедушки, но на первой встрече он должен быть с мамой или папой, а желательно с обоими родителями. Бабушка же может прийти на консультацию сама с любыми вопросами по поводу ребенка.
  • Если проблема, с которой обращаются, такова, что о ней невозможно говорить при ребенке (родители испытывают стыд, неловкость, либо есть тайны, которые не знает ребенок), то на первую встречу лучше прийти без ребенка.
    На консультации мы вместе подберем слова и решим, как сказать ребенку о том, что беспокоит родителей, а также как поступить с семейными тайнами.
  • Возьмите с собой домашние рисунки ребенка, если таковые имеются.
  • Встреча назначается на конкретное время, например на 16.00. И прийти нужно вовремя, именно в 16.00. Не нужно приходить заранее (за 5-15 минут), т.к. в это время у психолога еще идет предыдущая консультация. Но и желательно не опаздывать, т.к. время консультации не продлевается.
  • Если Вы передумали (не получается по любым причинам) и Вы не можете приехать на консультацию, пожалуйста, позвоните и предупредите психолога об отмене встречи за 24 часа, в крайнем случае непредвиденных обстоятельств - с самого утра. Я буду Вам очень признательна, что не заставили меня ждать, и мы можем договориться о встрече на другое время.

Итак, будем считать, что первая встреча состоялась.

Чаще всего ребенка приводит мама (иногда приходят обое родителей, что очень приветствуется).
Цель нашей первой встречи - знакомство, изложение родителями проблемы или беспокоящих вопросов, беседа с родителями (анамнез, характер ребенка, индивидуальные особенности, обстановка в семье и т.п.).

Психолог задает часто много вопросов, на первый взгляд вроде бы не имеющих отношения к сути проблемы, но на самом деле, важных, т.к. симптом (любая проблема) не бывает сам по себе, и исследуется в комплексе. Психолог расспросит Вас об истории рождения ребенка, протекании беременности, родах, об отношениях между родителями и т.п.

Во время первой встречи психолог наблюдает за ребенком, за его поведением и игрой, как он ведет себя в кабинете, на сколько активен и самостоятелен, как отвечает на вопросы.
Если ребенок чувствует себя достаточно свободно и готов идти на контакт с психологом, последний может предложить ему сделать рисунок на свободную или заданную тему.

Уже на первой встрече в процессе общения с ребенком, наблюдения за ним начинается важный этап в работе психолога - ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ.

Как правило, одной консультации недостаточно для решения возникшей проблемы. Конечно же, уже на первой встрече родители получат некоторые рекомендации и ответы на свои вопросы. Но, как уже было сказано выше, симптом (проблема) не возникают ниоткуда и не бывают сами по себе. Это, образно выражаясь, только верхушка айсберга.

Причины их возникновения не всегда «лежат на поверхности». Поэтому, психологу чаще всего необходимо провести диагностику психоэмоционального состояния ребенка, детско-родительских отношений и др.

Как это происходит? Родители (либо мама, папа, теперь уже бабушка, тетя или няня, т.е. любой человек, которому родители доверяют ребенка) привозят ребенка к психологу (которого тот уже знает) и оставляет с ним. Подождать ребенка можно в коридоре или в ближайшем кафе. В это время психолог с ребенком беседует, играет (в зависимости от возраста), предлагает определенные диагностические задания.

В своей работе я использую проективные методики, рисование, игру и песок. Подробнее об этих методах работы читайте ниже. Детская встреча длится 45 минут, по истечении которых ребенка нужно забрать. Иногда для прояснения некоторых обстоятельств требуется отдельная встреча с мамой или обоими родителями. Как правило, диагностический этап занимает 3-4 встречи, включая первую. Последняя диагностическая встреча проводится с родителями.

На этой встрече психолог дает свое заключение, которое включает в себя результаты диагностики ребенка и рекомендации родителям.

Важное правило работы на диагностическом этапе - запланированные встречи не пропускать и не переносить, «не растягивать».
Об отмене встречи (если такие обстоятельства все же возникли) Вы должны предупредить за 24 часа.

Если ситуация с ребенком более-менее ясна, причины возникших трудностей установлены, как их устранить - понятно, и родители готовы выполнять рекомендации психолога, на этом этапе мы расстаемся. Но эта ситуация скорее идеальная (хотя бывает), чем реальная.

В реальности родители приводят ребенка к психологу, когда «терпение лопнуло», «не знаем, что делать», выполнять рекомендации психолога не получается, т.к. «нервов не хватает» и «сил уже больше нет», а хочется, чтобы ребенок побыстрее снова стал нормальным (послушным, спокойным, учился хорошо и т.д.).

Кроме того, ребенок и сам страдает от собственного симптома (проблемы) и от «нервных» родителей. В таком случае помощь психолога заключается в поддержке родителей в виде консультаций (как справится с ребенком и со «своими нервами») и в психокоррекционной работе с ребенком (дать ему возможность в безопасном пространстве выразить все свои чувства, негативные эмоции, переживания и таким образом облегчить свое психическое состояние).

На такую работу с ребенком и родителями потребуется от 10 до 20 встреч (2 раза в неделю с ребенком и 1-2 раза в месяц с родителями).

В более сложных случаях, когда симптом существует уже длительное время и сформировался под воздействием негативных факторов или после сильной психотравмы, а также если есть невротические или психические заболевания, хронические болезни, требуется длительная психотерапевтическая работа с ребенком.

Очень важным условием эффективной работы с ребенком является сотрудничество родителей с психологом.
Для ребенка необходим непрерывный, стабильный психокоррекционный и психотерапевтический процесс. Для этого родители должны обеспечить ребенку регулярное посещение психолога (без пропусков).
На родительских встречах психолог дает родителям рекомендации, а также информацию о состоянии ребенка, о динамике в работе.

Важно, чтобы родители понимали, что психолог не настроен против родителей, а наоборот готов с ними объединять общие усилия для благополучия и здоровья ребенка. Готовность к сотрудничеству со стороны родителей является важной опорой в работе.

Итак, теперь вы имеете представление, как работает психолог, сколько длится работа с ребенком и какая роль отводится родителям.

И все же, возможна ли одна консультация?
Да, возможна.
Когда приходят родители, бабушки-дедушки и кто угодно с вопросами ПРО СЕБЯ в контексте отношений с ребенком: как себя вести в той или иной ситуации, какие слова подобрать, как помочь ребенку, поддержать его, а также узнать о нормах развития и особенностях воспитания ребенка в определенном возрасте.

Мероприятия

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ это залог дальнейшей успешной учебы.

ПСИХОДИАГНОСТИКА готовности ребенка к школьному обучению.

ПОСОБИЯ и РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ - новый раздел бесплатных материалов.

Контакты

Детский психолог-методист, консультант по детско-родительским отношениям Науменко Оксана Андреевна

Адрес: г. Николаев, пр. Мира, 21
Телефон: +38(067) 117-23-45
E-mail: naumenko_oksana@ukr.net