НОРМА или НЕТ?

Январь 2017

При оценке развития ребенка предшкольного возраста важной характеристикой является его поведение: умение подчиняться правилам поведения, выполнять требования взрослого, распределять и удерживать внимание в рамках выполняемого задания. Эти качества, а также работоспособность, желание достичь хорошего результата, способность контролировать и оценивать свои действия являются залогом благополучного школьного обучения.

норма или нет, поведение

Кто-то, возможно, возразит: «Все дети развиваются по-разному, их нельзя сравнивать, как невозможно сравнивать апельсин и яблоко».

А кто-то добавит: «И вообще, если нас волнует успешность ребенка в обучении, то при чем здесь все эти сложности: предметная деятельность, ролевая игра?»

Действительно, все дети разные, у каждого свой темп развития, свои индивидуальные наклонности и способности. Но мы говорим именно об общих закономерностях развития, которым подчиняется психика любого ребенка. И ее качества, возникающие на определенных возрастных этапах, — те кирпичики, из которых складывается фундамент успешного обучения в школе. Просто внимательно понаблюдайте за повседневной жизнью ребенка: как двигается, как общается, как играет, фантазирует, рисует, рассказывает — вы многое можете заметить и проанализировать.

На практике встречаются две крайности:
  • одни родители склонны объяснять все особенности развития и поведения своих чад «характером», «шустростью», «ленью» —то есть всячески уходить от обозначения имеющихся проблем;
  • другие — болезненно переживать малейшие несоответствия в достижениях ребенка «нормам», много раз перепроверять и уточнять, что он может и в чем затрудняется, подгонять ребенка, упрекать в несостоятельности, фиксируя его таким образом на собственной неуспешности и программируя ее дальнейшее развитие.

И в том, и в другом случае ребенок не получает необходимой помощи, а оказывается заложником родительского самолюбия.

Понимая и уважая чувства родителей, хочется направить их усилия в конструктивное русло: если вы отметили несоответствие между возможностями вашего ребенка и нормативными показателями, обратитесь к специалистам — только комплексный анализ недостатков развития, их причин и последствий может быть основой для полноценной коррекционной помощи ребенку.

В каких случаях желательна комплексная консультация специалистов для определения особенностей развития ребенка?

Это те случаи, когда какое-либо очевидное неблагополучие может влиять на развитие в целом, сопровождаться другими нарушениями, до поры до времени не очевидными для людей, не компетентных в специальной психологии и педагогике. Далеко не всегда они являются проявлениями отставания в психическом развитии или указывают на душевное заболевание, однако могут привести к стойким учебным трудностям и поэтому должны быть поводом для комплексной диагностики особенностей развития.

Это те случаи, когда:
  • ребенок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (тяжелые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах);
  • имеет (имел) много проблем в первые годы жизни (серьезные заболевания, крики, беспокойство, плохой сон и т.д.);
  • в настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние;
  • поздно начал сидеть, стоять, говорить и его речевое и двигательное развитие беспокоит вас и сейчас;
  • у него выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения;
  • он наблюдался и получал лечение в связи с нарушенным состоянием нервной системы (детский церебральный паралич, парезы и параличи рук или ног, судорожные проявления);
  • не может следовать инструкции (не может сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжать, быстро отвлекается);
  • импульсивен (сначала делает, потом думает);
  • склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности;
  • неловок, у него плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора;
  • медленно двигается, говорит, ест, пассивен;
  • неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен замыкаться или, наоборот, агрессивен;
  • быстро устает, пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его;
  • плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему;
  • у ребенка появились новые, не свойственные ему до этого особенности поведения или внезапно усилились какие-то особенности характера, его поведение стало странным, непонятным.

Эти проявления, а тем более их сочетание, могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. Конечно, многое проходит по мере взросления, но чем раньше будут приняты меры, тем лучше будут достигнутые результаты.

Также на эту тему:

  • КТО и КАКИМ образом устанавливает готовность ребенка к школе?
  • Когда учить ребенка читать?
  • Пора ли обучать ребенка чтению?
  • Множество "ПОЧЕМУ" перед школой
  • Что нужно ЗНАТЬ и УМЕТЬ ребенку, поступающему в 1 класс
  • Как ПРАВИЛЬНО подготовить ребенка к школе
  • Что предпринимать родителям за год до поступления ребенка в школу
  • Психодиагностика готовности ребенка к школе

  • Мероприятия

    ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ это залог дальнейшей успешной учебы.

    ПСИХОДИАГНОСТИКА готовности ребенка к школьному обучению.

    ПОСОБИЯ и РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ - раздел бесплатных материалов.

    Контакты

    Детский психолог, консультант по детско-родительским отношениям Науменко Оксана Андреевна

    Адрес: г. Николаев, пр. Мира, 21
    Телефон: +38(067) 117-23-45
    E-mail: naumenko_oksana@ukr.net