ШКОЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК: Учитель-Ученик-Родители

Март 2017

Как правило, конфликты учителей с родителями начинаются с конфликта учителя с учеником. Ученик не может быть всегда послушным, а учитель всегда терпеливым. Это человеческий фактор, и никуда от него не деться. Вариантов таких конфликтов множество: учитель занижает оценки «выскочке-отличнику», пятиклассник «с шилом в одном» месте срывает уроки учителя и т.п.

школьный конфликт: учитель-ученик-родители

Как правило, о конфликте родители узнают тогда, когда он уже разросся в огромных масштабах, и разрешить его намного сложнее. В итоге школьное «население» делится на два лагеря, увлекая за собой и «сторонних наблюдателей» - родителей: педагогический коллектив и учитель – родители и ученик. Но жертвами такого конфликта все равно оказываются дети.

Как же разрешить конфликт между учеником, учителем и родителями с минимальными потерями?

Начать разрешение конфликта необходимо с беседы со своим ребенком и выяснений всех обстоятельств.

Пускать ситуацию на самотек категорически нельзя по нескольким причинам:
  • ребенок может подумать, что им не интересуются, его бросили и оставили одного – что подорвет его доверие к Вам;
  • ребенок должен учиться разрешать конфликты – и только Вы можете ему показать, как делать это цивилизованным путем;
  • конфликт с учителем очень сложная ситуация для малыша, практически такая же, как для Вас конфликт с начальником, и он нуждается в помощи.
  • Итак, Вы сели напротив своего ребенка и спросили, какие у него отношения с определенным учителем.
    Дайте ему высказаться, рассказать все, что у него накипело, не перебивайте его и не вставляйте свои комментарии.

    Цель этого этапа разговора – дать возможность ребенку высказать то, что его тревожит. Пусть он говорит один, даже если он допускает нелицеприятные выражения – не останавливайте его и не делайте ему замечания – это нормальная реакция.
    Когда он будет останавливаться, чтобы подобрать слово – помогайте ему, пробуйте угадать его состояние: «ты взбешен?», «тебе обидно?», «тебе больно?».
    После того, как ребенок «спустит пар», Вы сможете перейти к конструктивной части диалога.

    Прежде всего, узнайте, что он думает обо всем этом, как бы он хотел решить назревшую проблему.
    Спросите у него, хочет ли он вообще как-то ее решать. Ведь порой бывает, что взрослые, разгоряченные конфликтом, забывают о ребенке, ради которого, по сути, все это и делается. А ребенок стоит и думает, скорее бы уже все это закончилось, ему уже не нужны никакие «разборки».

    Именно поэтому Вы вместе с малышом должны определить причины конфликта и выяснить, что же Вам делать дальше. Конечно же, первым делом нужно будет пойти в школу и выслушать и другую сторону – учителя.

    УРОКИ ДИПЛОМАТИИ

    Чтобы составить более-менее объективную картинку конфликта, Вы должны собрать как можно больше информации о нем – как от своего ребенка и учителя, так и от посторонних лиц.

    При разговоре с учителем помните, что он тоже человек, который имеет свои симпатии и антипатии, свои слабости, свои установки, идущие от начальства.
    Да, считается, что учитель, первым делом, должен воспитывать и способствовать нормальному развитию ребенка. Но на самом деле, от него требуют, прежде всего, успеваемости, прохождения программы и дисциплины. И именно от этого зависит его зарплата. А на все остальное обычно уже просто не остается времени.
    Поэтому стоит проявить понимание, а не давить на учителя, требуя от него встать на сторону Вашего ребенка. К тому же, вполне вероятно, что даже самый понимающий учитель после учиненного Вами скандала будет хотя бы подсознательно третировать Вашего ребенка.

    Поэтому, выпуская свой пар, Вам необходимо помнить, что за каждый Ваш неверный шаг будет расплачиваться Ваш ребенок.

    Поэтому не лучше ли будет поговорить по душам с педагогом и выяснить его точку зрения на конфликт – возможно, Ваш ребенок Вам что-то не договаривает.
    Поговорите с педагогом доброжелательно, искренне.
    Главное – убедить педагога в том, что Вы видите в нем Вашего союзника, в том, что Вы должны выступать единой командой (и сами в это поверьте!). Ни в коем случае не применяйте оценку, агрессию, говорите на равных и проявляйте дипломатию.

    Также поговорите с другими педагогами, спросите, что они думают про Вашего ребенка. Расспросите одноклассников малыша, которые видят конфликт своими глазами. Организуйте несколько встреч с учителем – для обсуждений результатов. И, конечно, не забывайте про доброжелательный тон! И помните - чем больше разной информации Вы соберете – тем проще и продуктивнее Вы разрешите конфликт.

    КОНФЛИКТ ПО ПРИЧИНЕ ЗАНИЖЕНИЯ ОЦЕНКИ

    Это, наверное, самая популярная причина конфликтов между детьми, родителями и учителями. Стандартная претензия родителей: «Моему ребенку незаслуженно занижают оценки». Одно дело, если речь идет об оценке в аттестате, и совсем другое – когда говорится о просто текущей оценке. Если Вы болезненно воспринимаете любые оценки ниже «5» у своего малыша и считаете их единственным показателем оценки знаний – для собственного успокоения потратьте деньги на час работы хорошего репетитора, чтобы он просто проверил знания Вашего ребенка.
    Вполне возможно, что учитель адекватно ставит оценки, а Вы просто немного переоцениваете знания своего ребенка

    Но если репетитор уверил Вас, что оценки действительно занижаются – тогда Вы вправе пойти в школу и узнать у учителя о критериях оценивания. Вменяемый учитель и расскажет Вам об этих критериях, и покажет работу Вашего ребенка с указанием на ошибки.

    Бывает и так, что ребенок, плача, говорит о том, что его другу за аналогичное количество ошибок поставили более высокую оценку, чем ему. Если это единичный случай – успокойте малыша и скажите, что учитель мог просто пропустить какую-то ошибку – ведь у него очень много таких работ для проверки. Но если это повторяется из раза в раз – стоит также пойти к учителю и спросить о критериях оценивания и почему за равное количество ошибок ставится разное количество баллов.
    Кстати, если учитель новый, можно попросить его комментировать для детей, по каким критериям ставятся оценки – чтобы не было недопонимания.

    Если тема отметок актуальна не только для Вашего ребенка – можно поднять ее на родительском собрании и попросить учителя разъяснить, в чем дело.

    Только помните, что никакой агрессии, крика и угроз не должно быть!
    Вы все интеллигентные люди – и должны решать вопросы мирно.

    Также на эту тему:

  • Как работает детский психолог?
  • Почему бывает ТРУДНО УЧИТЬСЯ?
  • Уроки без стресса: 10 правил
  • Как БЫСТРО и НАВСЕГДА лишиться родительского авторитета
  • О правах и обязанностях Личности

Мероприятия

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ это залог дальнейшей успешной учебы.

ПСИХОДИАГНОСТИКА готовности ребенка к школьному обучению.

ПОСОБИЯ и РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ - раздел бесплатных материалов.

Контакты

Детский психолог, консультант по детско-родительским отношениям Науменко Оксана Андреевна

Адрес: г. Николаев, пр. Мира, 21
Телефон: +38(067) 117-23-45
E-mail: naumenko_oksana@ukr.net