Как правильно подготовить ребенка к школе

Август 2016

Необходимость подготовки ребенка к школьному обучению осознают практически все родители. Но мало его отдать на курсы при школе, нужно заниматься и дома. Чем лучше ребёнок будет готов к школе, тем легче ему будет учиться, тем легче пройдет процесс адаптации.

Как узнать, готов ли ваш ребенок к школе и помочь ему подготовиться?
Как с ним заниматься, как играть и чего следует избегать?

как правильно подготовить ребенка к школе

Каждый ребёнок в начале школьного обучения переживает период адаптации к новым условиям, к новым требованиям, к новой нагрузке. И если подготовить ребенка к школе правильно, он показывает успехи в учебе, легко налаживает отношения с товарищами по классу, его отношения с учителем складываются благоприятно.
Особенности протекания процесса обучения в школе на этом начальном этапе определяют дальнейший интерес ребёнка к учению, отношение к школе в целом, желание развиваться и расти в стенах этого социального института.

Представляю советы заботливым родителям, как подготовить ребенка к школе, на что обратить внимание дома.

ЧТО ТАКОЕ «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»?

Существует такое понятие как «школьная зрелость», т.е. ребёнок должен «созреть» для школы, его психическое и физиологическое развитие должно достичь соответствующего уровня. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики.

А психологи оценивают психологическую готовность, которая включает в себя такие компоненты:

Эмоционально-волевая зрелость:
  • уровень развития произвольности;
  • учебная мотивация;
  • тревожность.

Интеллектуальная зрелость (уровень сформированности таких психических процессов):
  • мышление;
  • восприятие (зрительное, слуховое);
  • память (зрительная, слуховая, произвольная);
  • речь;
  • воображение.

Социальная готовность:
  • социальная компетентность;
  • коммуникативные навыки.

Рассмотрим некоторые компоненты.

Произвольность - это умение ребёнка сознательно регулировать свои действия, подчинять их нормам, правилам.

Школьная мотивация у детей бывает разная: кто-то хочет ходить в школу, потому что это позволяет ему чувствовать себя взрослым, кто-то – ради того, чтобы получать там пятерки, кого-то школа привлекает тем, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть, а кого-то мама заставляет.
Наиболее благоприятный и желаемый вариант школьной мотивации – учебная, т.е. ребёнок хочет ходить в школу для того, чтобы учиться, получать знания.

Тревожность – это свойство личности ребёнка испытывать тревогу часто или в тех ситуациях, которые к этому не предрасполагают. Если ребёнок характеризуется тревожностью, ему трудно будет отвечать перед всем классом, даже если дома он хорошо подготовился, он будет испытывать трудности в установлении контактов с детьми, трудности в обращении за помощью к учителю.
Личностная тревожность является благодатной почвой для формирования школьной тревожности у ребёнка, вследствие чего у него может возникнуть даже нежелание ходить в школу.

Социальная компетентность – это умение ребёнка строить, развивать отношения с другими детьми, руководствуясь существующими нравственными нормами. Это качество формируется у ребёнка только в общении с товарищами. Поэтому для формирования данного качества необходимо посещение детского сада, где дети имеют специально отведённое время для игр, что в условиях занятий по подготовке к школе не предусматривается.

Коммуникативные навыки – это умение общаться, поддерживать беседу, задавать вопросы, высказываться и рассуждать, умение оперировать своим словарным запасом, умение понимать смысл слов, умение грамматически изменять новые слова, согласовывать их в предложения, умение использовать правильно предлоги, умение образовывать новые слова.

Таким образом, готовый к школе ребёнок – это не просто тот, который умеет читать и считать, а тот, у которого развитие названных психических процессов и сторон личности отвечает требуемому уровню.

КАК УЗНАТЬ, ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?

Чтобы проверить готовность ребенка к школе, необходимо обратиться к психологу и пройти специальное психодиагностическое обследование, где ребёнку будет предложен ряд тестов.

Целесообразно пройти это исследование за полгода-год до начала школьного обучения – в таком случае у вас будет время на коррекцию и развитие. Чем раньше вы это сделаете, тем больше у вас будет времени на подготовку.

Психодиагностику готовности к школе необходимо пройти за полгода-год до начала обучения в школе. Узнать подробнее о психодиагностике

Продолжение

Мероприятия

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ это залог дальнейшей успешной учебы.

ПСИХОДИАГНОСТИКА готовности ребенка к школьному обучению.

ПОСОБИЯ и РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ - новый раздел бесплатных материалов.

Контакты

Детский психолог-методист, консультант по детско-родительским отношениям Науменко Оксана Андреевна

Адрес: г. Николаев, пр. Мира, 21
Телефон: +38(067) 117-23-45
E-mail: naumenko_oksana@ukr.net