«Сто раз надо повторять», «как об стенку горох», «пока не прикрикнешь – не сделает» - эти фразы уверенно занимают первую строчку в хит-параде родительских жалоб детскому психологу. Почему?
Самая главная ошибка родителей заключается в том, что они пытаются давать указания детям, как маленьким взрослым. Но у детей действуют свои законы восприятия, которые необходимо учитывать, если родители хотят быть услышанными.
ОШИБКА 1
ОТСУТСТВИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА
Малышам доступно только гибкое одноканальное внимание. Это означает, что мозг ребенка способен сконцентрироваться только на одной задаче (например, на постройке башни из кубиков).
Бессмысленно раздражаться, что увлеченный игрой малыш вас не слышит – он пока просто не способен на это.
Тем более, что мамины слова доносятся откуда-то сверху, в то время как «настоящая» жизнь проходит здесь, на полу.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Прежде, чем давать указания, необходимо переключить внимание ребенка на себя. Присядьте на корточки, посмотрите ребенку в глаза, можно взять его за руку, обратитесь к нему по имени. Малыша старше 4 лет полезно попросить повторить, что он услышал.
ОШИБКА 2
ПРОСЬБА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ
«Сними ботинки, вымой руки и садись за стол» - на наш взгляд очень простая просьба.
А для ребенка младше 4-х лет это довольно сложный алгоритм. Попробуй запомнить последовательность, ничего не пропустив! Вот малыш и застревает в прихожей.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Разбивайте сложную задачу на простые. Выдавайте ребенку только одно короткое задание, например: «Сними ботиночки». К следующему переходите, когда предыдущее указание будет выполнено.
ОШИБКА 3
«КОСВЕННЫЕ» УКАЗАНИЯ
Например: «Ты еще долго будешь сидеть в грязи?», «Тебе, что нравится ходить с липкими руками?»
Дети понимают все буквально. Догадаться, что в мамином вопросе заключено руководство к действию, им еще сложно.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Стоит помнить, что ребенок пока только осваивает родной язык. Все просьбы озвучивайте так, чтоб их можно было понять однозначно.
ОШИБКА 4
МНОГОСЛОВНОСТЬ
«Сколько раз тебе можно говорить, не прыгай с кресла на диван! Ты уже забыл, как расквасил нос? Хочешь свалиться еще раз? Тебе прошлого раза мало?»
Понятно, что нервы у родителей не выдерживают, просто «накипело». Хочется прекратить опасное поведение ребенка.
Но выслушивая подобные длинные нотации, ребенок путается в словах и забывает, о чем идет речь.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Не стоит припоминать ребенку прошлые грехи. Не нужно пугать грядущими неприятностями. Ребенок живет «здесь и сейчас», поэтому попытка повлиять на него долгими объяснениями бессмысленна.
Лучше всего в такой момент сказать коротко: «Прыгать с кресла нельзя. Это опасно!»
После этого можно переключить внимание, предложив посоревноваться, кто лучше перепрыгнет через импровизированную «пропасть» на ковре из бумаги.
Одним словом, найти более безопасный выход для энергии, переполняющей ребенка. И самое главное правило – если не можете изменить поведение ребенка, меняйте обстоятельства, провоцирующие опасное поведение.
Например, уведите ребенка в другую комнату.
ОШИБКА 5
КРИК
Ребенок попросит прощения, скажет, что все услышал и понял.
На самом деле он не услышал – не до того было. Главной целью было – предотвратить наказание.
Кроме того, крик вызывает тревогу, страх. А страх снижает способность мыслить.
В спомните, как вы сами себя чувствуете, если с вами на повышенных тонах разговаривает кто-то значимый, например, начальник.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Лучший способ удержать эмоции под контролем – быть последовательным. Если ребенок поймет, что нет способа выпросить часовое сидение перед телевизором, он выполнит просьбу выключить мультики.
ОШИБКА 6
ОЖИДАНИЕ НЕМЕДЛЕННОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Дети воспринимают сказанное с задержкой в несколько секунд. Потому что произвольное внимание формируется у ребенка только 6-7 годам.
Быстро переключаться с интересного занятия на неинтересное и нужное маме ребенок попросту не может.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Давайте ребенку временной запас. Например, вам нужно домой, а чадо никак не может оторваться от игры. Договоритесь с ним, сколько раз он может съехать с горки перед уходом домой, тогда ваша просьба наверняка будет услышана.
Вариант, если ребенок «не слышит», что пора оставить машинки и пойти обедать, то предложите машинкам посоревноваться – какая быстрее доедет до кухни.
ОШИБКА 7
МЕТОД «ЗАЕЗЖЕНОЙ» ПЛАСТИНКИ
Метод плох для ребенка, потому что он не привыкает к самостоятельности. «Мама не напомнила, что нужно мыть руки после туалета, значит, их мыть не обязательно».
Метод плох для мамы, поскольку терпение истощается и можно сорваться в крик из-за пустяка.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Для освоения режимных моментов замечательно работают картинки-напоминалки.
Например, в 2 года ребенок способен усвоить, что руки надо мыть в трех ситуациях – перед едой, после прогулки и после туалета. Повесьте в ванной или в прихожей яркие картинки, посвященные этим ситуациям.
Мытье рук превратится в игру.
ОШИБКА 8
ПРОСЬБА – «ОТРИЦАНИЕ»
«Не лезь в лужу!», «Не хлопай дверью!», «Не бегай!»
Детское восприятие пропускает частицу «НЕ» и малыш то и дело воспринимает родительский запрет как заманчивое предложение.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Предложите интересную альтернативу. «Давай попробуем обойти лужу по тому узкому бордюрчику». «Сможешь закрыть дверь, чтоб никто не услышал?»
ОШИБКА 9
ПОСТОЯННОЕ ОДЕРГИВАНИЕ
То и дело одергивают ребенка, как правило, тревожные мамы, которые испытывают постоянный страх за малыша и справляющиеся с этим страхом с помощью гиперопеки.
«Осторожно, порог!» «Стой, там собака!» В какой-то момент уставший от давления ребенок начинает воспринимать мамину речь просто как фон.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Не одергивайте ребенка по любому поводу, а старайтесь быть рядом, когда малыш активен. Сходите за компанию посмотреть, что лежит в кустах, вместе посмотрите на собаку. Ребенок обязательно скопирует ваше безопасное поведение.
ОШИБКА 10
НЕУМЕНИЕ СЛЫШАТЬ РЕБЕНКА
Часто мама и ребенок проводят целый день вдвоем, но сложно сказать, что они долго были вместе.
Например, ребенок хочет рассказать маме что-то, с его точки зрения очень важное, про найденный камушек. Но мама увлечена разговором с подругой. Или мама рассеянно кивает головой, погруженная в свои мысли.
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Попробуйте хотя бы на час полностью погрузиться в игру, сосредоточившись только на общении с малышом. Он наверняка насытится общением и захочет поиграть самостоятельно. А вот ребенок, с которым целый день проводят время рядом, но не вместе, привыкает выпрашивать внимание с помощью шалостей.
НАУЧИ ДРУГОГО!
Как указывать на ошибки, не превратившись в «пилу»?
Можно делегировать ребенку полномочия «старшего». Пусть малыш научит чему-либо свои игрушки: покажет мишке, как правильно пользоваться вилкой.
Надеюсь, советы помогут вам значительно уменьшить ссоры с ребенком. Радости вам от общения с детьми!
Также на эту тему: