В глазах малыша родительский авторитет неоспорим, поэтому любые решения мамы и папы он принимает как абсолютную истину. Но, к сожалению, сами взрослые далеко не всегда могут внятно ответить на вопрос, как именно они собираются воспитывать своего ребенка.
Конечно, мы все желаем детям самого лучшего, но усталость и лень порой вынуждают нас совершать довольно серьезные педагогические ошибки. О самых распространенных из них мы и поговорим.

ОШИБКА №5 - ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ
«Хочу саблю, буденовку и велосипед», – заявляет малыш. «Конечно-конечно», – суетится мама, судорожно собираясь в магазин. «И еще макбук хочу для рисования загогулей», – вкрадчиво сообщает ребенок отцу. «Конечно-конечно», – кивает папа и немедленно берет кредит на покупку компьютера.
«Спать теперь буду с вами», – деловито заявляет родителям чадо и под одобрительные взгляды взрослых залезает под одеяло.
Соглашаясь на все требования ребенка, взрослые кажутся себе самыми настоящими гуманистами! Еще бы! Малыш ведь тоже человек, и, соответственно, имеет право!
А на осторожные заявления бабушек о невероятной избалованности внука мама с папой уверенно отвечают: это советским детям все запрещалось, поэтому и появился ГУЛАГ. А нашим чадам можно абсолютно все! И город-сад у нас скоро появится!
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
Столь лояльная педагогическая политика зачастую свидетельствует о том, что родители испытывают по отношению к ребенку огромное чувство вины. Разумеется, компенсация не заставляет себя ждать!
В результате малыш привыкает манипулировать взрослыми и пребывает в абсолютной уверенности в том, что весь мир лежит у его ног. Понятно, что за пределами дома ребенка ожидает глубочайшее разочарование: друзей нет, помощи нет, а трудности приходится преодолевать самостоятельно – вот ведь незадача!
Собираясь достать с неба очередную луну, задумайтесь о том, а можно ли заменить ее на что-нибудь другое? Более доступное и менее затратное, например. Как правило, дети просят о чем-нибудь невероятном либо под влиянием сиюминутного желания, либо в попытке привлечь к себе внимание родителей.
Вместо того чтобы немедленно выполнять очередной «наказ», а потом чувствовать себя марионеткой в руках кукловода, стоит потратить несколько минут на то, чтобы разобраться в истинных мотивах начинающего Плюшкина.
ОШИБКА №6 - ПОПУСТИТЕЛЬСТВО
Конечно, четырехлетке совершенно нечего делать за компьютером! Но мама сегодня ужасно устала, и у нее просто нет сил развлекать малыша. А когда ребенок играет, он молчит и не требует внимания.
Да, там на экране какие-то инопланетные монстры под ударами гранатомета превращаются в кучки кровавой слизи, но это не страшно. Это же не настоящий гранатомет. Да и монстры ужасно противные, так им и надо.
Не хочет ребенок в садик идти, да и ладно! Останемся дома и наконец-то выспимся! Не соглашается делиться с приятелем игрушками? И правильно: это же его личные вещи! Да и вообще, пусть малыш делает что хочет – это же его жизнь, в конце концов.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
Есть такое слово: «надо». Даже если очень не хочется, надо принимать душ, учить уроки, убирать в комнате и вежливо разговаривать с людьми.
Так вот с детьми НАДО играть и общаться: именно общение является залогом нормального развития. Да, ребенку необходимо получать ответы на сотни «идиотских» вопросов, есть «противную» кашу и учиться зашнуровывать ботинки.
Без родительского внимания и умеренного давления жизнь малыша будет пустой и несчастливой. Дети готовы простить нам абсолютно все, кроме равнодушия, так что возьмите себя в руки и постарайтесь максимально активно включиться в жизнь своего ребенка.
ОШИБКА №7 - ЗАВЫШЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И ГИПОКОНТРОЛЬ
Попросили сына приглядеть за младшей сестренкой. И что? Лежит наша малышка вся мокрая и сосет колесо от сыновней машинки. А мальчик-то совсем взрослый! Уже почти школьник! Значит, должен был помыть сестру, сменить памперс, дать соску и покормить. Мы так на него рассчитывали, а он…
Кстати, в своей комнате сыночек тоже мог бы пропылесосить. Ну и что, что ему всего пять? Вон Гайдар в пятнадцать лет уже целым полком командовал! А руки ты помыл? А в детском саду хорошо себя вел? А обед съел? Целиком? Я завтра поговорю с воспитательницей!
Ребенок не успевает уследить за ходом нескончаемого родительского монолога, но при этом прекрасно понимает, что никакого права на собственные желания или самостоятельные поступки у него нет. В этом доме все и всегда решают мама с папой.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
Когда ребенку исполняется целых пять лет, он обычно умеет внятно говорить, чистить зубы и даже убирать посуду в раковину. Все эти навыки нередко создают у родителей иллюзию того, что их дитя уже взрослое и может справляться с по-настоящему серьезными задачами.
Каждый ребенок развивается индивидуально: как бы вы ни старались обмануть природу, все случится в срок и ни минутой раньше. Требуя от ребенка сверхдостижений, вы воспитываете в нем страх перед трудностями и неуверенность в собственных силах.
Подумайте о причинах, по которым вы стремитесь взвалить на малыша груз ответственности. Возможно, вы завидуете рассказам других мам о «настоящих помощниках», или вас смущают комментарии собственных родителей по поводу излишней избалованности крохи?
А может быть, вы просто очень устали? В любом случае ребенок здесь совершенно ни при чем! Что же касается гиперконтроля, то это и есть обратная сторона завышенных требований: взрослые внушают детям, что инициатива наказуема и опасна, потому что может помешать достижению высоких целей.
Если вы хотите, чтобы малыш действительно добился успеха, ослабьте хватку и дайте ему возможность совершить собственные ошибки и, конечно же, их исправить.
ТЕРПЕНИЯ ВАМ, МУДРОСТИ И РАДОСТИ ОТ ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ!
Также на эту тему: